О прощении обидевших нас PDF Печать E-mail

Господь в Евангелии заповедал прощать тех, кто обидел нас: в молитве «Отче наш» сказано: «и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим» (Мф.6,10‑13). Под словом «долги» надо понимать грехи, которыми мы совершили пред Богом, и, соответственно, под словами «оставляем должником нашим» надо понимать не только материальные долги, деньги, вещи, но и обиды, нанесенные нам людьми: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.(Мф.6.14.15). Это не какое-то внешнее условие, но главнейшее правило нашей веры. Господь Иисус Христос назвал нас своими братьями и сестрами, тем самым усыновив нас Своему Отцу, поэтому мы и должны относиться ко всем людям, как к братьям и сестрам, о чем и говорит основная заповедь: «Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, всем разумением твоим и всею крепостию твоею, и возлюби ближнего твоего, как самого себя».

 

Но встает вопрос, какие обиды и при каких условиях и сколько раз прощать? Прежде всего говорится о прощении незначительных обид, как например оскорбление словом или непреднамеренным нанесением легких телесных повреждений, и даже преднамеренным, например: пощечины, чтобы из-за них люди не начинали мстить друг другу: вызывать на дуэль, чтобы убить, устраивать драки, стрелять друг в друга из травматического оружия.

На вопрос сколько раз прощать, Господь ответил: 77х7, то есть всегда, имея в виду те бесконечные обиды, которые бывают в семейной жизни, между мужем и женой, братом и сестрой, родителями и детьми, и в общественных отношениях между сослуживцами или на улицах между пешеходами и водителями.

В вопросе о мерах по пресечению зла в личных или семейных отношения трудно теоретизировать и давать универсальные советы на все случаи жизни, но главное - после нанесения нам обиды необходимо в душе простить обидчика, успокоиться, усиленно помолится, просить совета мудрых и опытных в жизни людей и священников, а тогда уже решать, что предпринять. К сожалению, из-за пустяковой ссоры люди не прощают друг друга, затаивают обиду, что приводит к новым ссорам, взаимной неприязни и ненависти, и наконец полному разрушению семьи или трудового коллектива.

Более сложный вопрос возникает, когда нас постоянно ненавидят, оскорбляют, проклинают и угрожают, или нам наносят тяжкие телесные повреждения и увечья, когда убивают наших родных и близких. Конечно и в таких случаях надо удерживаться от взаимной злобы, ненависти и мести, помня, что Господь сказал: «Мне отмщение, Я воздам». Конечно, идеальным является полное прощение каких бы то ни было обид и перенесение мук и самой смерти за Христа: Господь говорит: в законе (ветхозаветном) написано: око за око, зуб за зуб, а Я говорю вам: любите ненавидящих и обидящих вас, благословляйте проклинающих вас, делайте добро творящим вам напасти, так как и Отец Ваш Небесный дарует солнечный свет и дождь и добрым и злым. Будьте совершенны, как Отец Ваш Небесный совершенен. Сам Спаситель мира Господь Иисус Христос добровольно предал Себя в руки распинателей и молился за них: «Прости их Отец Мой Небесный - не ведают, что творят».

Но поскольку не все христиане достигли такого совершенства, то не запрещено защищаться от зла, конечно законными средствами, при этом не допускать, чтобы душой нашей овладевали чувства ненависти, злобы и жажды мести. Евангелие не запрещает бороться со злом законными путями, т.е. пресечением преступной деятельности правоохранительными органами, и защиты своей Родины военной силой, но не считает это идеальным методом борьбы со злом в мире, так как зло злом не уничтожить. Идеальным средством борьбы со злом является проповедь Евангелия, обучение вере всех граждан нашей Родины и миссионерское служение в других странах. А неуспех в этом Христианском служении и приводит к росту преступности и появлению враждебно настроенных против России государств. Подтверждение этому мы находим как в истории отдельных стран, так и в истории всего мира.

Миссионерское служение христиан первых трёх веков, прежде всего святых мучеников, превратило языческую Римскую империю в христианскую, а ослабление веры и церковный раскол, разделили Христианскую Римскую империю в 11 веке на две половины – западную и восточную. Восточная часть Римской империи, Византия, из-за неисполнения своего миссионерского служения среди других народов, прежде всего мусульман, оказалась ими завоеванной, а западная часть, из-за усилившегося уклонений в вере, раскололась на отдельные государства, которые начали воевать между собой, а потом и против Православной России.

В России до революции, как и в других христианских странах, был значительно более низкий уровень преступности. По мере ослабления веры в России в конце 19, начале 20 веков уровень преступности стал повышаться, а после безбожной революции стал в 30 раз превышать уровень преступности христианских стан западной Европы.

Поэтому я обращаюсь ко всем гражданам нашей Родины России и проживающим у нас гражданам ближнего и дальнего зарубежья, людям разных вероисповеданий и неверующим, чтобы все были взаимно вежливы, в случае вольных и невольных обид прощали друг друга – к этому призывает нас всех Бог, и это есть залог мира и благоденствия на земле!

 
Яндекс.Метрика Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет