О наказании Божием PDF Печать E-mail

Одна прихожанка, читая Ветхий Завет, столкнулась с понятием о наказании Божием и была удивлена тем, что Бог есть милующая любовь, почему же говорится, что Он кого-то наказывает? На этот вопрос в двух словах не ответишь, поэтому я решил написать небольшую стать, объясняющую это кажущееся противоречие.

 

О НАКАЗАНИИ БОЖИЕМ
Господь говорит, что кого Он любит, того и наказывает.

 

Многие сталкиваются с таким, как им кажется, противоречием: православие учит, что Бог есть любовь, почему же Он наказываем за согрешения? И в Священном Писании пророк от лица Божия говорит, что кого Бог любит, того и наказывает. Это противоречие кажущееся и возникает оно у людей, которые либо совсем не верят в Бога или не любят Его. Оно основано на недоразумении. Грехопадение людей привело к тому, что большинство положительных понятий приобрели и отрицательную сторону или значение, например слово «мир» первоначально имело значение созданной Богом вселенной и человечества, так же означало и пребывание человеческих сообществ в состоянии дружбы и взаимопонимания, в противоположность войне. Но слово «мир» имеет и отрицательное значение, как сообщества людей отошедших от веры и церкви, отсюда слово мирской, то есть отлученный от церковного общения. Так и понятие «наказание» первоначально имело значение обучения и наставления, а для тех, кто уклонялся от добровольного обучения добру и исполнения заповедей, слово «наказание» приобрело значение кары, лишения каких-то благ и даже физическое насилие. Поэтому изречение: кого Бог любит, того наказывает, надо понимать в смысле учит, наставляет. А для тех, кто не учится Заповедям Божиим и нарушают их, слово «наказание» приобретает репрессивное значение. Но наказывает в смысле лишает благ или подвергает другим бедствиям вовсе не Бог, а чаще всего сам человек или те грехи и страсти, за которыми стоит враг рода человеческого. Разберем эти теоретические рассуждения на примерах.

 

Самые лучшие примеры приводит Сам Господь в Евангелии - это притчи. Притчи — это истории, взятые из жизни, о взаимоотношениях людей между собой или к окружающему их миру, которые в переносном смысле говорят об отношениях Бога и человека. Возьмем притчу о блудном сыне (Лк. 15, 11-32). В буквальном смысле эта история семейной драмы, когда сын сбегает от своего отца, чтобы проводить свою жизнь в пьянстве и блуде и расточаете наследство, данное ему отцом, а потом возвращается к отцу и отец прощает его. Подобные бедствия совершались в истории человечества тысячи раз, но к сожалению не всегда сыны просили прощения у своих отцов и получали его. В буквальном понимании эта притча полезна тем, что призывает к миру между детьми и родителями. Но цель этой притчи показать отношения Бога ко всем людям.

 

В духовном понимании притча о блудном сыне толкутся так: под отцом разумеется Сам Бог. Для ветхозаветного человека и для современных некрещеных людей, находящихся в рабстве своих страстей и стоящего за ними врага рода человеческого, мысль о том, что Бог наш Отец кажется странной и неправдоподобной, потому что человек, длительное время находившийся в рабстве, забывает о той любви, которая была к нему со стороны его родителей, если конечно эта любовь была, а если и родители были неверующими и некрещеные и относились к детям как каким-то обезьянкам, тогда они и понятия не имеют ни о какой родительской любви. Поэтому ветхозаветному человеку Бог представлялся более как Грозный карающий людей Судия, а не любящий Отец. Для людей с рабским сознанием, пораненным страстями, понятие о Боге, как любящем Отце было бы не полезным, так как они, перестав бояться Бога, безудержно предавались бы «играм», то есть свальному греху или разврату. Поэтому и пророки прежде всего открывали Бога перед ветхозаветным народом, вышедшим из египетского рабства, как Грозного праведного Судию, чтобы народ не расслаблялся но пребывал в страхе Божием, который есть началом премудрости.

 

В Ветхом Завете есть и учение о Боге милующем и омывающем грехи людей, но сами Ветхозаветные Заповеди, которые предусматривали смертную казнь за прелюбодейство, за оскорбление и ударение родителей, за богохульство, а главное сама суровая жизненная действительность, постоянные войны и притеснения со стороны язычников убеждали ветхозаветного человека в обратном, а обетования о милующем и всепрощающем Боге они относили к будущему 1000 царству Мессии.

 

Спаситель мира Господь принес на землю Новозаветное учение о восстановлении взаимоотношений между Богом Создателем и потомками падшего Адама, о искуплении первой одного греха, о усыновлении Богом Отцом, через Единородного Сына Своего всех без исключения людей, как иудеев, так и эллинов (римлян). Теперь рассмотрим притчу о блудном сыне с этих позиций. Отец — это Бог, блудный сын — это все человечество или каждый из нас. Имение — это Благодать Духа Святого, которую блудный сын утрачивает через служение своим страстям. Господин страны той — это враг рода человеческого, пасение свиней — это окончательное порабощение страстям, когда они уже не приносят удовольствия, но страдание. Глад — это окончательное лишение Благодати Духа Святого, когда душа человека погружается в бездну отчаяния и безысходности. Воспоминания о доме отца — это воспоминаний о той Благодати, которая пребывала в душе человека в детстве и юности, пока он не встал на путь служения греху и страстям. Возвращение в дом отца — это возвращение в Церковь Христианскую, через крещение или покаяние.

 

Из этой притчи видно, что Бог Отец не только не наказывает своего заблудшего сына, но ждет его и полностью прощает, даже не вспоминая о его грехах, восстанавливает его в прежнем сыновнем достоинстве, закладывает тельца, что прообразует Спасительную жертву Сына Божия ради искупления всего человечества.

 

Как и кем наказывается блудный сын? Во-первых, собственно удалением своим из дома отца, то есть из Церкви Христовой, через что он лишается спасительного руководства и сам себя ввергает в служение своим греховным страстям, за которыми незаметно для блудного сына стоит враг рода человеческого. Так как человек не создан для служения страстям: блуду, пьянству, наркомании, то первоначальное наслаждение, которым враг рода человеческого заманивает людей, сменяется патологической зависимостью, так что человек и рад бы бросить грех, но не может, так как начинает от этого страдать. Порабощение человека своим страстям приводит к лишению человека той благодатной радости, которую испытывают крещеные и причащающиеся люди в детском и юношеском возрасте. Такое состояние сравнивается с пасением свиней, то есть пребыванием в грязи собственных страстей, при этом душа окончательно лишается Благодати Духа Святого и начинает страдать, испытывая страшный духовный голод. При этом человек начинает вспоминать детство и юность, когда душа его была чиста от страстей и наслаждалась естественным благодатным состоянием, которое в притче именуется вкушением хлеба в доме отчем, которое доступно было и наемникам. Враг же человеческий не дает человеку даже рожцов, пищи для свиней, напоминающей горькие желуди, то есть не может давать благодатного утешения душе человеческой.

 

В обычной жизни описанное отступление души от Бога может пройти незаметно как для самого человека, так и его окружающих. И он может даже не уходить, на «страну далече», но внутренне, под влиянием окружающего его безбожия, отрекается от Христа и Церкви, делает целью своей жизни отправление своих естественных потребностей, с полным забвением о Вечной Жизни, уготовленной Богом всем любящим Его.

 

В состоянии блудного сына находятся большинство людей, даже считающих себя верующими. Человек, созданный по образу Божию, является храмом Божиим, в котором должен пребывать Святой Дух, а все внимание и помыслы должны быть направлены к Богу. Но большинство людей все свое внимание направляет на этот временный мир, а мысль о Боге их тяготит. Но под «благими помыслами» скрываются «лукавые советования» (из молитвослова) и человек от «мысленного волка» бывает «звероуловлен» (из молитвослова). А это уже измена Богу и блуждание на «стране далече», а то и «пасение свиней», когда в сознание врываются греховные помыслы. Это состояния внутреннего порабощения помыслами, за которыми сокрыто стоит враг рода человеческого, конечно же не соответствует Заповеди Божией: «возлюбить Господа всем сердцем...». Оно не может само по себе пройти, даже если человек делает все «правильно», но требует длительной и упорной борьбы, которая описана в книге преп. Никодима Святогорца «невидимая брань».

 

Но для начинающих лучше прочитать сначала книгу св. Феофана затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», основная мысль которой состоит в том, что духовная жизнь начинается тогда, когда человек осознает, что блуждание помыслов - это состояние ненормальное и надо человеку овладеть своими мыслями и направить их к Богу, а рассеянная молитва — это вообще не молитва, пустословие. И духовная жизнь начинается тогда, когда человек начинает делать усилие над собой и во время молитвы сосредотачивается на словах и содержании молитвы и осознает и ощущает, что предстоит пред Богом и Бог его слышит. Эта молитва называется умно-сердечной, но достигается она непрестанной борьбой с помыслами, за которыми стоит враг рода человеческого. Конечно и при условии, что человек и жизнь свою изменит и осознает, что жизнь дана ему не для развлечений и удовольствий, а для подготовки к Вечной Жизни.

 

Прот. Александр Григорьев

 
Яндекс.Метрика Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет