Проповеди
Аудиопроповеди PDF Печать E-mail

Аудиопроповеди можно послушать прямо на сайте

Подробнее...
 
5 Неделя Великого поста преп. Марии Египетской PDF Печать E-mail

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

5 неделя (Воскресенье) Великого Поста посвящается преп. Марии Египетской, которая хотя и была великой грешницей, но имела такое глубокое покаяние, так изменила свою жизнь, явила такой пример 40 лет постной жизни, который дал ей великие плоды: подниматься на воздух во время молитвы, знать Священное Писание не имея в руках книг, знать имя и сан старца Зосимы, которого она никогда прежде не видела, переходить Иордан яко по суху, повелевать диким львом, который выкопал ей могилу, и возможно еще более высокими дарованиями, о которых мы не знаем, так как преп. Мария, имея смирение, не открыла нам их.

Нам пример преп. Марии дан не для того, чтобы мы, подражая ей, стремились достичь таких дарований, но для смирения, которое при столь высоких дарованиях имела преп Мария: она всегда помнила о своей прежней греховной жизни, смирялась и плакала, хотя и получила извещение от Господа о прощении прежних грехов ее. Поэтому мы должны следовать примеру прежде всего великого смирения преп. Марии: по слову Господа: «аще все сотворите, считайте себя ничего не стоящими рабами Божиими, и что сделали то, что были должны».

Целью поста является покаяние и смирение, так как пребывая в покаянии, совершая пост, мы ощущаем недостаточность наших сил: покаяние не глубокое, молитва — рассеянная, пост не достаточный: постной пищей объедаемся. А все это приводит к смирению, особенно когда сравним наше покаяние, нашу молитву и наш пост с теми подвигами, которые совершала преп. Мария и другие святые.

Казалось бы сделай усилие над собой и достигнешь, по началу так и получается: сделал усилие и достиг, еще усилился и еще достиг, но до известного придела, в один «прекрасный момент», приходит мысль, что ты достиг совершенства, и тут же ты скатываешься назад, так как гордым Бог противится, а мысль самопревозношения о достижении совершенства есть порождение гордыни, которая лишает нас прежде достигнутых высот. Поэтому как надо внимательно следить за помыслами самопревозношения, чтобы не погубить наши труды. Преп. Мария научилась этому и 40 лет отгоняла помыслы самопревозношения, да научимся и мы этому.

Аминь.

 
Воскресная проповедь преподобного Иоанна Лествичника PDF Печать E-mail

Сегодня также память преподобного Иоанна Лествичника.

Он с 16-ти лет ушел в монастырь. Когда еще был молодым монахом, два старца предсказали, что он будет игуменом Синайской горы. Один старец, когда он пришел к нему с учеником своим, стал говорить: «Ты привел ко мне игумена Синайской горы». А другой даже омыл ему ноги. Сказал: «Я ноги омыл игумену Синайской горы».

Но до этого было еще 50 лет трудов и подвигов. Сначала подвизался преподобный Иоанн простым монахом и только в 75 лет был избран монахами игуменом Синайской горы. Этого монастыря там сейчас нет. У основания горы — монастырь святой великомученицы Екатерины. Сам монастырь был наверху, на высоте трех километров, куда идет извилистая тропа длиной 10 километров. Другого пути туда нет. Там очень суровый климат.

Преподобный Иоанн Лествичник отличался сильной молитвой. Однажды он послал ученика за землей для огорода, а ученик в полдень, когда была жара, лег в тени большого камня и уснул. Ничего тут удивительного нет — в полдень там страшная жара. Все прячутся в тени и отдыхают, потому что невозможно работать. Преподобный Иоанн также прилег вздремнуть. Вдруг кто-то его будит. Какой-то светоносный муж говорит: «Просыпайся! Ты спишь, а ученик твой сейчас погибнет». Преподобный Иоанн встал на молитву. Когда ученик его пришел, он говорит: «Не случилось ли что с тобой?». Он говорит: «Да, я спал. Вдруг я слышу, ты меня зовешь. Я вскочил, отошел, и тут же камень огромный упал на место, где я лежал». Так он спас ученика. Очень мало сохранилось подробностей его подвига, но он оставил нам в наследство книгу «Лествица», где говорит о последовательном восхождении на пути добродетелей, на пути борьбы с грехом.

Только не будем думать, что лествица ведет нас к какой-то славе, состоянию радости и эйфории. Наоборот, чем выше человек поднимается к Богу, тем более он себя чувствует ничтожным. Это можно сравнить с человеком, который далеко от горы. Гора на горизонте кажется маленькой. Чем ближе он идет, тем гора дорастает до неба. Когда он поднимается на вершину горы, то осознает, что он — песчинка в этом мире, глядя с огромной высоты на землю. Сейчас можно сравнить с тем, кто летал на самолете. Смотришь: никаких людей, домов и ничего не видно. Это восхождение к Богу также сравнивается с человеком, который жил в селе. Его спрашиваю, кем ты считаешься в твоем селе? «В своем селе я один из почитаемых жителей». — «А если приедешь в районный центр?». — «Я буду там как рядовой гражданин». — «А если ты приедешь в Царьград, в столицу, ко двору императора?». — «Да я буду там самым ничтожным рабом». Чем ближе к Богу, тем ничтожнее мы себя видим и тем яснее должны видеть свои грехи и недостатки и еще более смиряться. Такова лествица духовного восхождения.

Аминь.

 

 
Неделя Крестопоклонная PDF Печать E-mail

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

В середине Великого Поста Святая Церковь предлагает нам учение о Святом и Животворящем Кресте Господа нашего Иисуса Христа, на котором совершилось спасение рода человеческого, чтобы укрепить нашу веру.

Но у нас сразу встает вопрос, почему такой дорогой ценой куплено наше спасение, и неужели Всемогущий Бог не мог спасти нас каким-нибудь иным путем, менее для себя мучительным? Но тут мы должны вспомнить, когда апостол Петр, который за исповедание Господа был назван Камнем Веры, вслед за тем, когда Господь говорил о Своих Крестных страданиях, то апостол Петр из человеческого сострадания воскликнул: Господи да не будет этого с Тобой, был назван сатаною, то есть богопротивником. То же самое можно сказать и о тех, кто из человеческого сострадания советует нам сойти со креста или сбросить свой крест. Господь ясно и просто сказал: кто хочет быть Его учеником, тот да отвергнется себя, возьмет крест свой и идет за Господом, ибо кто хочет душу свою спасти, тот да погубит ее, а кто погубит ее Господа ради, тот спасет ее.

В мирные времена указание Господа о погублении души можно было понимать в переносном смысле, что христианин должен был в поте лица своего трудиться на благо ближнего своего и церкви Христовой, и претерпеть предсмертные страдания, а в военные времена и во времена гонений на веру — это можно было понимать в прямом смысле, когда христианин жизнь свою отдавал и кровь проливал на полях сражений за Родину или страдал за Веру и Церковь даже до смерти.

Исследовать же иные пути спасения Господом человечества от греха, проклятия и вечной смерти может разве тот человек, у которого в душе закралось недоверие к словам Господа о несении Креста и сораспятии на нем и внутреннее нежелание этого несения, и попытка спастись путем какого-то компромисса, как это мы видим на примере апостола Петра, который трижды отрекся от Христа, после чего «плакался горько», то есть покаялся.

Существует очень назидательное видение одного крестьянина, который когда возроптал, что его крест слишком тяжел, то в сонном видении он веден был в храм, где стояли разные кресты, и ему предложено было самому выбрать себе крест. Он увидел золотой крест, к которому первым делом подошел, но не мог его сдвинуть с места, на нем было написано: «Царский», радом стоял серебрянный, но и его крестьянин сдвинуть не смог, на нем написано было: «Архиерейский», там стояло множество разных крестов, по виду которых крестьянин понял, что не сможет нести их, тогда он стал выбирать себе крест по силам и увидел небольшой деревянный крест, который он легко понес, на нем написано было: «Это твой крест». Очнувшись от этого видения крестьянин перестал роптать на свой крест, но благодарил Господа, за то, что ему дан крест по его силе. И мы не будем роптать на тяжесть Великого Поста, но благодарить Господа Ему Слава Честь и Поклонение во веки веков. Аминь.

 
Проповедь в Неделю о Страшном Суде PDF Печать E-mail

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Во вторую подготовительную Неделю Святая Церковь предлагает нам притчу об овцах и козлищах, или о Страшном Суде. Почему Господь говорит приточно, подразумевая под козлищами — грешников, а под овцами — праведников. По двум причинам: во первых чтобы ясно было,что Господу так же легко отличить праведника от грешника, как нам легко отличить козла от овцы, а второе, чтобы и дальнейшее понимать в переносном смысле.

Вспомним Евангельский текст: «Когда же придет Сын Человеческий во славе своей и все святые Ангелы с Ним, Тогда сядет на престоле Славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастух отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую сторону Свою, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите благословенные Отца Моего: наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня, был болен, и вы посетили Меня; Был наг, и вы одели Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи, когда мы видели Тебя в такой беде и помогли Тебе». И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как Вы сделали это одному из братьев Моих меньших, То сделали Мне». Господь Сам растолковывает эту притчу, но не до конца, достаточно ли просто оказать материальную помощь тем, кто попал в выше перечисленные беды, или притча предполагает нечто большее.

Разве достаточно того, чтобы просто напоить водой жаждущего, накормить голодного и оказать другую материальную помощь нуждающимся? Любой христианин скажет, что хорошо бы еще вере научить. В связи с этим стоит вспомнить такие понятия, как духовные жажда и голод, которые так же можно понимать в переносном смысле и обнажение от одежды, как обнажение от благодатного покрова Божия, а под болезнью можно разуметь и болезнь души, лишенной благодати, и нахождение в темнице, как духовное лишение свободы чад Божиих. Поэтому притчу о Страшном Суде надо понимать не только в прямом смысле, как необходимость оказать материальную помощь, но прежде всего в переносном. То есть помогай материально, но прежде всего подумай о том, как привести ко спасению: утолить духовную жажду, окормить (наставить в вере) заблудших, облачить обнаженных покровом благодати, исцелить болезни духовные, наконец освободить из темниц, греха, заключенных туда врагами нашего спасения. Эта притча учит, прежде всего, помочь духовно в обретении веры и тем, кто не нуждается в материальной помощи.

Аминь.

 
«ПерваяПредыдущая123456СледующаяПоследняя»

Яндекс.Метрика Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет