Статья "Сердце священника"

Памяти протоиерея Александра Григорьева
(23.03.1950 – 17.06.2014)

В этом году, 17 июня исполняется год, как отошел ко Господу настоятель храма Святителя Николая на ул. Академика Лебедева, протоиерей Александр Григорьев.

По окончании Ленинградской духовной семинарии отец Александр нёс дьяконское служение, а в 1991 году был рукоположен во священники. В сложное постперестроечное время, будучи в должности настоятеля, он участвовал в открытии храмов Прп. Серафима Саровского в п.Песочный (ст. Графская), Казанской церкви Новодевичьего монастыря, церкви на Ковалевском кладбище, храма Св. Александра Невского в следственном изоляторе № 1 "Кресты" и храма Святителя Николая.

Удивительно благотворным был этот священнический путь. Недаром, в репортаже «Журнала Московской Патриархии» за 2011 г. отмечалось, что «протоиерей Александр Григорьев мог бы быть наглядным учебным пособием для тех, кто занимается в Церкви окормлением заключенных». Помимо возрождения храмов Отцу Александру довелось служить и в женской колонии, и в петербургских «Крестах», где, благодаря его трудам в восстанавливаемом храме Александра Невского вновь совершается литургия и, кроме того, значительно улучшены условия содержания подследственных.

Отец Александр считал, что «опыт тюремного служения был бы полезен каждому священнику», так как там «они познакомились бы с психологией заключенных, и им было бы проще постигать, какие истоки в основе проблем девиантного поведения современного человека и как их можно преодолевать, не отгораживаясь от реальности».

Миссия Церкви в тюрьме осуществляется с апостольских времен. «В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф 25:36). Во времена языческих гонений в узилищах совершались богослужения, звучали духовные беседы, организовывалась материальная помощь. С государственным принятием христианства изменился сам взгляд на заключенных – в преступнике стали видеть образ Божий, затемненный грехом, но способный к восстановлению через покаяние.

Тюремное служение Церкви на Руси стало поистине делом милосердия. О нём радел Святитель Пётр, митрополит Московский. Прп. Иосиф Волоцкий увещевал пастырей: “Поскорби, вздохни, прослезись с ними”, чтобы посредством христианской любви вернуть падшего на праведный путь. Св. Василий Блаженный навещал в тюрьме пьяниц с душеспасительной целью. Святейший Патриарх Никон, лично посещая темницы, подавал пример всему клиру. Святитель Митрофаний Воронежский при объездах своей епархии щедро жертвовал на тюрьмы и согревал души заключенных словом утешения. Святитель Филарет (Дроздов) писал, что необходимо “обратить места заключения в нравственные врачебницы души”. Суть тюремного миссионерства Владыка сводил к рождению искреннего покаяния в душе отступившегося, составив “Молитву заключенного”. Вспомним слова великой княгини Елизаветы Федоровны: “Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено”. Даже за убийцу своего мужа она ходатайствовала о помиловании. Получив отказ, посетила его и уговаривала принять священника и покаяться. В тюрьмах проповедовали и студенты Санкт-Петербургской Духовной Академии.

После падения советского режима зачинателем духовно-церковного окормления мест заключения становится Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (впоследствии – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II). В 1991 году им был освящен храм сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского на территории исправительной колонии № 5 поселка Металлострой, строительство которого было начато в 1990 году руками самих заключенных. Этот храм стал первым на территории исправительных учреждений России. После посещения колонии Святейший Патриарх не прекращал её духовную поддержку.

Протоиерей Александр Григорьев достойно продолжил эту церковную миссионерскую традицию. Возможно, недаром, как считал сам батюшка, его день рождения – 23 марта – совпал с днём, когда совершается память благоразумного разбойника. Пути Господни неисповедимы…

Помимо пастырского служения отец Александр обладал замечательным литературным даром. Его стихи, проповеди, беседы, басни и рассказы вошли в книги «Путь к покаянию» и «Проповеди и беседы в стихах и прозе». Обе книги можно найти на сайте храма Святителя Николая на ул. Академика Лебедева. В непридуманных историях отразились многие моменты из жизни батюшки. Произведения трогают искренностью, мудрой иронией, сердечностью и оставляют светлое впечатление. И это не случайно. Протоиерей Александр Григорьев был удивительно солнечный, открытый человек, дарящий ближним Евангельскую радость. И в литературном творчестве, в проповедях и беседах он передавал это состояние читателю. Ведь от избытка сердца глаголют уста… А сердце у батюшки было любящее…

Все, кто знал отца Александра Григорьева, согласятся, что для него не было чужой беды, чужого горя. Его душа болела за всех и радовалась со всеми. Он писал, что «священник должен стараться дать людям утешение». Именно это утешение ближнего среди бурь житейского моря и поддержка стоящего на краю отчаяния, были его пастырским талантом.

Силу благодатного влияния батюшки на душу я испытала лично, когда вместо гнетущего уныния, продолжавшегося не один месяц, после встречи с отцом Александром вдруг стало тепло и спокойно. Однажды он укрепил меня на творческом пути и оказал врачующую духовную поддержку. Потом произошло ещё одно событие – посещение «Крестов», куда отец Александр пригласил меня выступить перед заключенными на рождественской неделе. Я помню глаза людей, помню их благодарные слова. Это был урок, как важно отдавать сердце! Всего несколько искренних песен. И в ответ – откровенность другой души, снявшей панцирь и принявшей тихое поэтическое слово, разделяя «всё твоё ценное»…

В памяти добрым подарком хранится предновогодний молебен 30 декабря в 2005 г., совершенный отцом Александром на выставке православных художников в бизнес-центре «Тучков мост». Батюшка говорил проповедь о Св. пророке Данииле и трёх отроках: Анании, Азарии и Мисаиле, которые за верность Богу остались невредимы не смотря ни на ров со львами, ни на печь огненную. Он светился такой яркой радостью, что она передалась всем! Это была радость православия и понимание того, что за днями рождественского поста скоро-скоро наступит само великое Рождество Христово, взойдёт Вифлеемская звезда надежды… И ещё – именно в те дни меня покорила дружественность и доброта батюшкиных прихожан из храма Святителя Николая.

Восстановление храмов, молитва, служение в Крестах, литературное творчество, проповедничество. И всё это – на пределе, всё – в полную силу, без поблажек самому себе, всё откровенно-искренне-строго… Такие труды, безусловно, невозможны без помощи Божией. Милостивый Господь подарил отцу Александру также и верную помощницу, его спутницу – матушку Лидию. Именно ей дано было знать, чего стоили все достижения и шаги на пути, по которому священник вёл свою паству ко Христу. Поэтому, вспоминая об отце Александре, очень важны слова о нём самого близкого человека. Они познакомились, будучи в гостях у митрофорного протоиерея Димитрия Евгеньевича Амбарцумова. Матушка Лидия считает, что её покорили сердечная чуткость, искренность и жизнелюбие отца Александра. А далее последовали годы пастырского служения, когда родные полностью разделили с батюшкой это поприще.

Когда сыну Андрею было лет семь, в Псково-Печерском монастыре произошла встреча семьи Григорьевых с Иоанном Крестьянкиным. Старец тогда произнёс: «батюшка будет служить на приходе, а матушка там петь и читать»… Так и случилось. Спустя двадцать лет в июне 2001 года отец Александр становится настоятелем храма Святителя Николая Мирликийского, начав воссоздавать его практически из руин. До передачи храма православной церкви в нём был устроен сварочный цех и случилось 2 пожара. Многие окна были забиты фанерой, а в алтарной части выгорели вовсе. Сам алтарь был наглухо замурован, а стены в нём ободраны до кирпичей. Крыша текла, отопления, электричества и водопровода не было. Во всех помещениях оказался окаменевший цемент… В это же время параллельно идёт служение в СИЗО «Кресты», окормление подследственных, открытие и восстановление храма Святого Александра Невского.

Это был период напряженной подвижнической деятельности батюшки, и его семья разделила с ним все заботы и тяготы. Любовь и взаимопонимание, чуткость и сердечность – вот то, что давало опору, оживляло надежду и укрепляло веру. Первый год службы в никольском храме практически велись «семейным подрядом». Матушка с сыном пели на клиросе и читали. Так и сбылись слова Иоанна Крестьянкина. В последствие сын Андрей, юрист по образованию, помогал в решении правовых вопросов, а также выполнял многие поручения батюшки. И если дело отца Александра можно считать «наглядным учебным пособием по церковному окормлению заключенных», то его семья – добрый пример соработничества священника и его родных.

Отец Александр справился. Выстоял, как истинный воин Христов, и Сам Господь через благие обстоятельства не раз являл Свою помощь. Может быть, потому и в людях батюшка особо ценил целеустремлённость, смелось, настойчивость, так характерные ему самому. И видя эти качества в человеке, он помогал их раскрыть.

Батюшка по его словам "… всегда хотел служить в деревне, чтобы знать каждого из прихожан в лицо. А сейчас, хоть и в городе, всех знаю не только в лицо, но и по имени». Со временем в Никольском храме сложился крепкий приход. Так как среди прихожан оказалось немало многодетных семей, появилась воскресная школа. Храм посещали и студенты Военно-медицинской академии, которые становясь военнослужащими, не утрачивали с ним своей дружеской связи.

Дело духовно-нравственного просвещения всегда было одним из первостепенных для отца Александра. Особо это касалось детей и молодёжи. По его словам «нравственные нормы установлены не нами и созданы не для того, чтобы мешать жить, а, наоборот, что жизнь без них лишена смысла… и прививать это понимание нужно с детства… Мы должны полностью отказаться от навязывания нам атеистического мышления, отказаться от самой мысли, что обучение и воспитание возможно вне нравственных норм… Без религиозно-нравственного возрождения Россия и весь мир погибнут!». Батюшка считал основным аргументом в пользу преподавания Основ православной культуры в школе – необходимость снижения современного уровня преступности. Также с просветительско-катехизаторской целью в июне 2004 года по инициативе отца Александра была основана газета «Православные кресты».

Протоиерей Александр Григорьев был из тех священников, кто «служил на передовой». Богатый пастырский опыт позволял ему аргументированно и мудро выражать своё мнение в статьях по различным злободневным вопросам церкви, культуры и общества. В издании храма Святителя Николая «Образ кротости» за декабрь 2013г. замечательна статья отца Александра «О священстве». Размышляя о состоянии современного пастырства, о вопросах соотношения канонического права с церковной экономией, о том, что священники это вовсе не уникальные небожители, а обычные люди, вышедшие из нашего общества, батюшка особо предупреждает о недопустимости «теплохладности» в иерейском служении.

Отец Александр явился достойным примером современного русского священника с горящим любовью сердцем, примером пастыря, обнявшего этим сердцем всех своих прихожан, не взирая на лица и звания. Дела православной Церкви в противоположность делам мира совершаются не шумно, а сокровенно. Русский народ видит это и знает им цену, продолжая помнить и любить достойных пастырей Христовых. Вспоминая сегодня протоиерея Александра Григорьева, хочется привести слова духовного писателя Евгения Поселянина: «Всё та же веет над миром сила Христова… Дивные дары посылает Бог тем, кто идёт за Ним. Русский народ поныне в лучших людях своих тот же богоносец, каким был всегда».

Автор: Наталия Лодеева, член Союза писателей России, православный психолог
май 2015 г.